ХАРЬКОВ - РОДИНА ЛУЧШЕГО ТАНКА ВТОРОЙ МИРОВОЙ
Н. Никитчук, студент 2 курса НТУ "ХПИ"
Руководитель доц. Окладной Ю.Г.
Ещё с конца двадцатых - начала тридцатых годов Харьков, будучи первой столицей Советской Украины, становится одновременно всесоюзной столицей ядерной физики и танкостроения. "Ми тривожим стратосферу, атомне ядро і сферу", - эти слова Павла Тычины о харьковских ядерщиках, которые в 1932 году первыми в СССР и вторыми в мире осуществили опыты по расщеплению атомного ядра искусственно ускоренными заряженными частицами.
Знаменитый не только в Союзе, но и во всём мире УФТИ - Украинский физико-технический институт - открылся в Харькове в конце 1928 года. А на рубеже 1927-28 гг. на ХПЗ - Харьковском паровозостроительном заводе, нынешнем заводе имени Малышева - разворачивается серийное производство танков.
Вначале строили Т-24, советский аналог французского танка "Рено". В начале тридцатых годов Советский Союз покупает у американского инженера Кристи проект и образцы быстрого танка, производство которого под названием БТ-2 развернули на ХПЗ. В результате модернизации этой боевой машины появились вначале БТ-5, а затем БТ-7. Кроме того, на ХПЗ развернули производство тяжёлого трёхбашенного танка Т-35. В Ленинграде на заводе "Большевик" наладили серийное производство среднего танка Т-28 и лёгкого танка Т-26.
Танк БТ-7 Танковый прыжок
Всего было произведено по 500 танков Т-28 и Т-35, несколько тысяч танков серий БТ. и свыше 10 тысяч лёгкого танка Т-26, первая модификация которого имела на своём вооружении только пулемёты, Т-26 резко уступал БТ и в мощности двигателя, маневренности. Это даёт основание утверждать, что до войны ведущую роль в производстве советских танков играл ХПЗ.
По своим техническим характеристикам и боевым качествам советские БТ превосходили немецкие лёгкие танки Т-I и T-II, благодаря им Красная Армия одержала победы над японскими милитаристами в боях на озере Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 г.
Военные теоретики середины 30-х годов ХХ столетия полагали, что судьбу войны будут решать крупные соединения быстрых танков, самостоятельно приникающие в глубокий тыл противника. Опыт войны в Испании показал иное: нужны танки совсем иного типа, с умеренной скоростью, позволяющей вести бой во взаимодействии с пехотой, но вместе с тем обладающие противоснарядной бронёй.
Перед конструкторским бюро завода № 183 - так называлось танковое производство ХПЗ - была поставлена задача спроектировать колёсно-гусеничный средний танк, который получил название А-20. Однако в инициативном порядке КБ, которое возглавил выпускник Ленинградского политехнического института Михаил Ильич Кошкин, в инициативном порядке параллельно начало работу над чисто гусеничным вариантом среднего танка А-32, который и стал непосредственным предшественником Т-34.
Кошкин М.И. Челпан К.Ф.
С 1931 г. в Харькове развернулись работы по созданию быстрого дизельного двигателя. Вначале известный под названием БД-2, этот двигатель впоследствии получил название В-2. В создании нового двигателя В-2 принимали самое активное участие выпускники Харьковского политехнического института. Это были главный конструктор Константин Федорович Челпан и его ближайшие помощники - Яков Ефимович Вихман и Иван Яковлевич Трашутин.
Работы над новым дизелем шли через преодоление многочисленных трудностей, обусловленных нехваткой на ХПЗ квалифицированных кадров, современного оборудования и недостаточной культурой производства. В 1937 г. среди руководства завода прошли многочисленные аресты, был отстранён от работы, а впоследствии репрессирован К.Ф. Челпан. Работы по доводке двигателя и началу его серийного производства возглавил Т.П. Чупахин, командированный в Харьков из Центрального института авиационного моторостроения.
Чупахин Т.П. Морозов А.А.
М.И. Кошкину удалось убедить руководство наркомата обороны в необходимости разработки чисто гусеничного варианта среднего танка, во время испытаний новая боевая машина доказала свои неоспоримые преимущества перед колёсно-гусеничной моделью. После доработки конструкции новый средний танк получил название Т-34, решение о его серийном производстве было принято 19 декабря 1939 года. Во время испытаний нового танка заболел тяжёлой формой воспаления лёгких главный конструктор Т-34 М.И. Кошкин. спасти его не удалось - он умер 26 сентября 1940 года в доме отдыха Занки под Харьковом. КБ возглавляет А.А. Морозов.
Работы над созданием среднего танка велись в разных странах. Немецкая армия была вооружена средними танками Т - III и Т - IY, американцы разработали танк "Шерман". Но только конструкторам Т-34 удалось достичь оптимального сочетания таких качеств боевой машины, как вооружение, бронирование и маневренность. При появлении Т-34 на советско-германском фронте в 1941 году он оказался вне конкуренции, будучи неуязвим для противотанковых средств, находившихся на вооружении немецкой армии. В то же время 76-миллиметровое орудие Т-34 легко поражало немецкие средние танки. Советский тяжёлый танк КВ имел более мощное бронирование и оснащён тем же орудием, но был почти вдвое тяжелее и имел в полтора раза меньшую скорость.
В течение 1940 года на ХПЗ было произведено 117 танков Т-34, а в течение 1941 года - 1560. В 1941 г. 1256 танков выпустил Сталинградский танковый завод. В том же году производство Т-34 начали осваивать на заводе "Красное Сормово" в городе Горьком и на "Уралвагонзаводе" в Нижнем Тагиле, куда был эвакуирован из Харькова завод № 183.
Т-34 заслуженно признан лучшим танком второй мировой войны. Его боевые качества высоко оценили генерал-инспектор немецких танковых войск Гейнц Гудериан и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.
Т-34 образца 1940 года
В 1943 году на вооружение немецкой армии поступили тяжёлый танк "Тигр" и танк "Пантера", который по немецким меркам считался средним, хотя лишь незначительно уступал по массе советским тяжёлым танкам. По вооружению и бронезащите они значительно превзошли первую модель Т-34 с 76-миллиметровой пушкой. Однако к этому времени советскими конструкторами уже была разработана новая модификация Т-34 с 85-миллиметровым орудием. Такие показатели, как вооружение, бронезащита и подвижность, у Т - 34 - 85 и "Пантеры" были примерно одинаковы, однако немецкий танк был в полтора раза тяжелее, существенно уступал в запасе хода. Немецкая промышленность не смогла освоить производство танкового дизеля, что делало "Тигры" и "Пантеры" более пожароопасными.
Важным преимуществом Т-34 была высокая технологичность его производства, над которой конструкторы танка постоянно работали. Большой вклад в совершенствование технологии производства советских танков внёс украинский академик Евгений Оскарович Патон, который до войны разработал технологию автоматической электросварки под флюсом. В годы войны возглавляемый им Институт электросварки был эвакуирован в Нижний Тагил, где украинские учёные совершенствовали эту технологию применительно к изготовлению танковых корпусов и башен.
После второй мировой войны Т-34-85 использовался во время войны в Корее. его последние модификации до сих пор находятся на вооружении армий некоторых развивающихся стран.
Ссылки по теме:
1. Т-34. - Википедия.
2. Завод имени Малышева. - Википедия.
3. Т-34 против "Пантеры": поединок менталитетов. - nvo.ng.ru/history/2006-06-16/6_t34.html
4. Музейный комплекс "История танка Т-34". - www.museum-t-34.ru
5. Дизель B-2: летопись конструирования и доводки. -
nvo.ng.ru/history/2000-06-02/5_diesel.html
6. В-2 - Википедия. - ru.wikipedia.org/wiki/В-2
7. Легендарный В-2: три страницы судьбы. - engine.aviaport.ru/issues/04/page18.html.
8. Дизель-мотор В-2. - alexfiles99.narod.ru/…/v2/v-2_engine.html